Продукт против протокола: поиск баланса в Web3

Почему проекты Web3 должны коммодитизировать дополнение (продукт)
Почти двадцать лет назад Джоэл Спольски придумал фразу, которая повлияла на принятие решений бесчисленными стартапами и технологическими гигантами:
«Коммодитизируйте дополнение»

В общем, стратегический интерес компании состоит в том, чтобы сделать цены на свои дополнения как можно ниже.

Самой низкой теоретически приемлемой ценой будет «цена товара» — цена, которая возникает, когда у вас есть куча конкурентов, предлагающих неотличимые друг от друга товары.

Итак: Умные компании пытаются превратить в комодити дополнения к своим продуктам.

Если вы сможете это сделать, спрос на ваш продукт возрастет, и вы сможете брать больше и производить больше.
Компании, торгующие
  • автомобилями,
  • хлопьями
  • и принтерами,
выигрывают, когда цены на бензин, молоко и чернила снижаются, потому что общая цена продукта включает сам продукт плюс все, что вам нужно, чтобы максимизировать его потенциал — дополнение.

Когда стоимость дополнений снижается, основной продукт в целом становится более доступным.

По мере повышения доступности растут и продажи, а с ростом продаж усиливается ценовая власть над дополнительными товарами — цикл добродетели.

Самыми большими поклонниками практически бесплатных чернил будут Canon и HP, которые увидят, что их продукты станут более дешевыми в использовании без необходимости снижения цен.

Команды Web3 имеют возможность учиться и совершенствовать стратегию превращения дополнений в комодити.

В этом эссе мы обсудим, почему создание и коммерциализация продукта поверх пользовательского протокола предлагает максимальные рычаги для реализации этой стратегии с потенциалом для более сильного экономического равновесия, которое стимулирует рост и ценность, по сравнению с более ранними реализациями, реализованными устаревшими технологическими компаниями.

Начнем с некоторых исторических примеров.

Лицензирование, кооптация и обнесенные стеной сады

В аппаратном обеспечении, возможно, самым известным примером «комодитизации дополнения» была стратегия Microsoft по стимулированию конкуренции среди производителей аппаратного обеспечения для ПК путем лицензирования своей популярной операционной системы Windows любому, кто мог заплатить.

Это ослабило рыночные позиции производителей оборудования, поощряя беспощадную конкуренцию в индустрии ПК. Снизив общую стоимость покупки настольного компьютера, Microsoft устранила IBM как гегемонистскую угрозу, увеличила адресный рынок для ПК и, в свою очередь, увеличила спрос на Windows, что усугубило их ценовую власть.

В области программного обеспечения корпоративное использование проектов с открытым исходным кодом ограничивает возможности стартапов развивать прибыльный и опасный бизнес на этом уровне, а также поощряет использование проприетарных услуг, которые еще больше расширяют преимущества технологических гигантов. Лицензия Google на TensorFlow — его механизм машинного обучения, разработка которого стоит миллионы долларов, — убила потенциальных конкурентов, создающих общие фреймворки машинного обучения, и увеличила число разработчиков, использующих и улучшающих программное обеспечение TensorFlow, что стимулировало спрос на TensorFlow Enterprise в Google Cloud.

В эпоху Web2 такие платформы, как Twitter и Facebook, использовали мощные, но временные версии стратегии «коммерциализации дополнения» на ранней стадии своего роста. Раздавая свои продукты и API бесплатно, платформы смогли привлечь бесценные социальные графы и пользовательские данные, что, в свою очередь, помогло привлечь экосистему сторонних разработчиков, которые создавали продукты для охвата этих пользователей и расширения функциональности платформы. Но была одна загвоздка: превратив API в товар как способ стимулирования роста, социальные сети перекрыли вентиль и превратили свои платформы в проприетарные огороженные сады, чтобы получить от них больше ценности. Это поставило их в конфликт с нулевой суммой со сторонними разработчиками и часто с их пользователями, подрывая их выбор.

У протоколов Web3 есть возможность действовать по-другому благодаря тому, что они могут распространять токены, превращая своих пользователей в владельцев, позволяя им управлять платформой в соответствии со своими постоянными интересами.

Начальная загрузка через коммодитизацию в Web3

Первым и крупнейшим «пользователем» платформы Web3, определяемой как программная служба, работающая на открытом блокчейне (и часто называемая «протоколом» на языке Web3), обычно является команда разработчиков, создавшая базовую платформу.
Команды Web3, создающие эти платформы, поступили мудро, создав первый продукт на вершине и раздав его «бесплатно» как товар, чтобы загрузить пользователей, данные и сетевые эффекты.

Примером может служить Uniswap:
Uniswap Labs создали app.uniswap.org, первый и основной интерфейс к протоколу Uniswap, который открыт и работает на блокчейне Ethereum.
Compound Labs, тоже компания, сделала то же самое для протокола денежного рынка Compound.

Обеспечение доступа к этим ранним протоколам DeFi через интуитивно понятный и удобный интерфейс имело решающее значение для начальной загрузки ликвидности на каждой соответствующей платформе рынка, и как только ликвидность вливалась, то же самое происходило и с сетевыми эффектами, когда цены на продукт улучшались для каждого дополнительного пользователя.

Растущая пользовательская база в сочетании с надежной документацией для разработчиков позволила сторонним разработчикам интегрировать базовые протоколы в новые продукты и услуги. Например, Metamask включает свопы токенов непосредственно в свой кошелек Ethereum, где ликвидность поступает непосредственно из Uniswap.

Итак, резюмируем:
сделать дополнение (торговое приложение Uniswap) доступным по нулевой цене — это способ максимизировать выгоду для конечных пользователей, чье использование мобилизует сетевые эффекты базовой платформы (протокол Uniswap).

Эти сетевые эффекты, заложенные товарным продуктом, могут помочь привлечь сторонних разработчиков, которые создают больше функциональности, привлекая больше пользователей и использование, усугубляя эти сетевые эффекты.
Наконец, право собственности на базовую платформу — в виде токенов — может быть распределено между теми, кто создает ценность, обычно пользователями и разработчиками.

Иными словами, компании Web3 могут превращать дополнение в товар, но не как средство оттока прибыли и положения у потенциального конкурента, как в случае Web2, а как практическое средство продвижения устойчивых инноваций.

Эта практика прогрессивной децентрализации объединяет стимулы всех сторон вокруг растущей ценности базовой платформы или протокола и дает командам, которые зарабатывают токены за свой вклад, возможность коммодитизировать дополнение, свой собственный продукт, чтобы получить ценность базовой платформы.

Баланс между потребностями протокола и продукта

Эта модель Web3 превращения дополнения в товар — и сопутствующее структурное отделение протокола от продукта — создает потребность в экономическом равновесии, при котором протоколы побуждают разработчиков превращать в товар свои дополнительные продукты, достигая максимально возможной пользовательской базы и согласовывая свой успех с ростом базовой платформы.

Поскольку все больше команд переходят на Web3, стоит выделить лучшие практики, которые обеспечивают это равновесие.
Два шага выделяются как важные: 
Во-первых, по мере взросления платформы Web3 может оказаться полезным структурировать основную работу по разработке проекта между двумя командами:
  • теми, которые сосредоточены на базовой платформе или протоколе,
  • и теми, кто создает исходный продукт для конечного пользователя (каждая может иметь свои собственные отличительный бренд, чтобы избежать путаницы).
Команда разработчиков узнает, что нужно конечным пользователям, и может помочь в разработке протокола. И когда команда протокола узнает, что требуется разработчикам продукта, они могут подумать о добавлении функций, которые привлекут больше из них.
Во-вторых, и команда по продукту, и команда по протоколу должны быть объединены одной целью: KPI, направленный на развитие протокола.
Измерение метрики на уровне протокола помогает убедиться, что продукт действительно дополняет друг друга, приводя предполагаемую ценность к базовому протоколу. С выделенными командами по продуктам и протоколам, объединенными общей метрикой — KPI на уровне протокола или платформы — должна быть возможность измерять вклад в этот KPI и меритократически распределять ценность базовой платформы среди разработчиков и пользователей, которые ее продвигали.

Первоначальная команда продукта, которая помогает запустить сетевые эффекты базового протокола, должна быть вознаграждена за этот огромный вклад в экосистему. Но, в конечном счете, было бы целесообразно, чтобы протокольные казначейства оптимизировались для нескольких продуктовых команд, строящихся сверху, поскольку это, вероятно, способ увеличить размер платформы и ускорить ее. Экономическое равновесие, которое может достичь этой цели, потенциально может стать приливом, который поднимет все лодки.

В этом равновесии продукт, стремящийся извлечь слишком большую пользу из уровня протокола, столкнется с жесткой конкуренцией со стороны других, которые превращают свой продукт в товар, чтобы получить ценность в другом месте.
Этот чрезмерный захват стоимости будет копировать, а не реформировать модель Web2 — сторонние инновации будут задушены, разработчики будут склонны к расколу, а пользователи будут искать более дешевые и инновационные альтернативы.

Некоторые ранние примеры протоколов, работающих над достижением надлежащего равновесия, включают программы грантов от крупных протоколов DeFi, таких как
  • Uniswap,
  • Compound,
  • AAVE
  • и др.,
которые вознаграждают сторонних разработчиков за продукты и услуги, расширяющие экосистему, в их собственном казначейском токене.

Liquity Protocol вознаграждает разработчиков, которые создают интерфейсы для своего протокола стейблкоина, вознаграждениями LQTY пропорционально пользователям, которые вносят средства в протокол.

Эти интерфейсные операторы могут получать часть этих вознаграждений, помечая депозиты, облегченные их интерфейсом, и указывая процент вознаграждений LQTY для разделения со своими пользователями.

Протокол UMA попытался сделать что-то подобное со своей программой Developer Mining, которая поощряет распределенные инновации с использованием экономических стимулов для вознаграждения разработчиков, которые непосредственно способствуют устойчивому увеличению KPI UMA с общей фиксированной стоимостью (TVL).

Если вы построили или видели другие хорошие примеры, я хотел бы узнать о них.

Коммодитизация дополнения — это концепция, уходящая своими корнями в технологическую стратегию. Экономика собственности Web3 предоставляет нам новые инструменты для ее использования не как средство подавления инноваций и сообщества, а как средство их поощрения.

Спасибо Джонатану Глику за то, что он был отличным идейным партнером в кристаллизации этой части, а также Ли Джину , Спенсеру Нуну и многим разработчикам из портфолио variant.fund и сообщества Variant за обсуждения, которые помогли сформировать идеи.


Оригинал - https://variant.fund/writing/balance-product-protocol-web3

Поддержите блог, перечислив небольшие чаевые

Если у вас нет кошелька MetaMask, вы можете получить его здесь
Made on
Tilda